«Революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению». Коллекция предметов агитационного фарфора
 Назад  |

«Революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению». Коллекция предметов агитационного фарфора

1 марта 2024
   Агитационный фарфор — настоящий феномен в русском искусстве ХХ века, не имеющий аналогов во всём мире.
   
   После революции 1917 года жизнь на Императорском фарфоровом заводе изменилась: в 1918 году предприятие стало Государственным фарфоровым заводом (ГФЗ) и перешло под контроль Народного комиссариата просвещения РСФСР. Придворная мануфактура, выполнявшая заказы Императорского двора, стала «испытательной керамической лабораторией республиканского значения», вырабатывающей «агитационный фарфор в высоком смысле этого слова — революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению».

   Во главе ГФЗ встал глубоко проникшийся идеями революции ученик легендарного живописца И.Е. Репина, известный художник и график С.В. Чехонин, «мастер советского ампира». Поставив задачу создать предметы, которые будут мощным идеологическим инструментом, он привлек к работе своих коллег, чьи имена прославили русское искусство на весь мир. М.М. Адамович и А.Н. Самохвалов, А.В. Щекатихина-Потоцкая, Б.М. Кустодиев, К.С.Петров-Водкин и другие прославленные мастера — благодаря их работе агитфарфор стал уникальным явлением в искусстве, выражающим идеи социальной справедливости, мировой революции, необходимости строительства первого в мире государства рабочих и крестьян, и, главное, нового светлого будущего.

   Основу собрания предметов агитационного фарфора составили подписные тарелки 1920-х годов авторской росписи Е.А. Якимовской, М.М. Адамовича и И.В. Алексеева, А.В. Щекатихиной-Потоцкой, В.П. Фрезе, С.В. Чехонина, Н.А. Гиршфельд, Н.С. Благовещенской и Н.Ф. Лапшина. Особого внимания заслуживает творческое наследие талантливого художника Александра Громова, ученика Николая Рериха: от юбилейной тарелки «6 лет Советов 1917-1923», запечатлевающей новую веху в истории советского государства, до «Летописца» – вершины творческой мысли мастера, отсылающей зрителя к декоративности древнерусского искусства.

   Жемчужины коллекции - предметы начала 1930-х годов. Редко встречаемый сервиз «Индустриальный» 1930 года (автор формы – С.В. Чехонин, автор росписи – М.Н. Мох), в образах сталеваров запечатлевающий трудовой подвиг строителей новой жизни.
Ваза «Авангардный цирк» 1932 года (автор рисунка – Г. Кузнецова, исполнитель росписи М.М. Пещеров) - ярчайший образец искусства агитационного характера, передающий дух революционной романтики в образах цирковых артистов. Теме урожая, жатвы и сенокоса, сценам крестьянской жизни, столь актуальной в советском искусстве 1930-х годов, посвящена авторская ваза «Сбор урожая» по модели Н.Я. Данько 1938 года.

   И конечно же, редчайшая скульптурная пластика: «Десятилетие Красной Армии» по модели Н.Я. Данько 1929 года, редко встречаемая «Ударница» начала 1930-х, фигуры из дореволюционной серии «народности России» П.П. Каменского раннего советского периода («Гиляк», «Ламутка», «Сартская Женщина» и другие). Коллекция богата другими значимыми фигурами работы К.С. Рыжова, И.Я. Гинцбурга и А.Т.Матвеева и, конечно же, Н.Я. Данько, предметами, которые могут удовлетворить пожеланию самого изысканного коллекционера.

   Ждём вас в часы работы галереи по адресу: Ильинка, 4, галерея «Старинные подарки» (здание Гостиного Двора, вход с улицы). 


Возврат к списку

Список избранного пуст

Избранные товары

Товар Удалить
Товар добавлен в избранное!
Перейти в избранное
Оставить запрос